Календарь Сплетника: 5 фильмов режиссера Владимира Меньшова

Дарья Шамина 13258 17 сентября 2014, 08:00

Сегодня заслуженному деятелю искусств и народному артисту России Владимиру Валентиновичу Меньшову исполняется 75 лет. Он снялся почти в сотне кинокартин, ко многим написал сценарии, другие спродюсировал. Однако в день рождения мастера предлагаем вспомнить его ключевые режиссерские работы.

В 1976 году выпускник Школы-студии МХТ и ВГИКа (Меньшов учился у легендарного Михаила Ромма) дебютировал в качестве режиссера со своей картиной «Розыгрыш». История о советских старшеклассниках была воспринята неоднозначно: не все поняли ленту, кто-то ее ругал. Тем не менее, стало ясно: в советском кино появился новый режиссер, у которого большое будущее.

Уже через три года Владимир Валентинович доказал, что его творчество — это нечто совершенно уникальное для искусства СССР. В 1979-м он создал фильм «Москва слезам не верит». Фильм получил премию «Оскар», и вдобавок — любовь большинства жителей Советского Союза. История о девушке, которая, несмотря ни на что, сумела обрести счастье и любовь, была рассказана понятно и точно. Герои ленты — узнаваемы, и в этом еще один секрет ее успеха. Кстати, изначально на роль Катерины Меньшов рассматривал Ирину Купченко и Маргариту Терехову (в итоге образ главной героини создала супруга режиссера Вера Алентова). Долго он не мог определиться и с актером, который сыграет Георгия, даже подумывал взять исполнение роли на себя.

В 1985-м году Меньшов представил зрителям свою новую работу — лирическую комедию «Любовь и голуби». Фильм получился потрясающим: в нем было все, что необходимо для того, чтобы зритель понял и полюбил картину. С одной стороны, незатейливый сюжет. С другой — великолепная игра актеров (в этой ленте Владимир Валентинович собрал, пожалуй, лучших артистов своего времени — главные роли сыграли Александр Михайлов, Нина Дорошина, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Людмила Гурченко. ). В общем, на сегодняшний день «Любовь и голуби» — настоящая классика кино. Правда, за ленту Меньшову, по его же признанию, пришлось бороться. Во всяком случае, в одном из своих интервью он рассказывал, что его убеждали убрать всю линию Юрского из фильма. Причина — борьба советской власти с пьянством. Но, разумеется, режиссер на это не пошел.

После «Любовь и голуби» у Меньшова-режиссера была творческая пауза длиной в 10 лет. И все-таки в 1995-м он снял комедию «Ширли-мырли». Получился своего рода абсурдистский шарж тогдашней эпохи. О фильме спорили зрители, его с жаром обсуждали критики. Тем не менее, сценарий картины быстро разошелся на цитаты. А это неоспоримый признак народной любви.

В 2000-м году Владимир Валентинович вернулся к жанру драмы (или точнее даже — мелодрамы). В фильме «Зависть богов» он рассказал историю любви советского редактора (Вера Алентова) и французского журналиста (Анатолий Лобоцкий). Ленту сильно критиковали, тем не менее, она попала в конкурс кинофестиваля «Кинотавр».

Со времен «Зависти богов» Владимир Валентинович больше не радовал зрителей своими режиссерсками работами (зато сыграл во множестве картин). В 2009-м он предпринял попытку снять фильм «Большой вальс», но лента так и не была закончена. Тем не менее, надеемся, Меньшов еще создаст нечто, что полюбится его поклонникам не меньше его ранних работ.

Добавить комментарий