Борис Плотников, Яна Сексте, Константин Богомолов, Павел Табаков и другие сыграют в постановке "Северный ветер", которую начала репетировать в МХТ Рената Литвинова — актриса, сценарист, кино-, а теперь еще и театральный режиссер. Дебют в качестве постановщика пройдет на не чужой для Литвиновой сцене — она уже давно участвует в постановках руководимого Олегом Табаковым театра: играет Раневскую в "Вишневом саде" Адольфа Шапиро и Ромейн в "Свидетеле обвинения" по Агате Кристи, поставленном в Камергерском Мари-Луиз Бишофберже. Сообщается, что в новом, режиссерском качестве сегодняшнюю именинницу можно будет увидеть до конца зимы.
Как ее полюбили
Киностудия им. М. Горького Дина Корзун и Чулпан Хаматова в фильме "Страна глухих" (1997) по мотивам повести Ренаты Литвиновой
Первый сценарий Литвинова написала еще во ВГИКе — он назывался "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.". Прочтя его, Кира Муратова решила снимать по нему короткометражный фильм и снимать в нем автора, однако тогда Литвинова сниматься отказалась. Позже ее перенесет на экран режиссер Александр Сухочев. Однако творческий союз одесситки Муратовой и актрисы-москвички состоялся — и продолжается уже много лет: кроме короткометражных муратовских "Увлечений", Литвинова написала новеллу "Офелия" для ставших классикой "Трех историй", а уже в более позднее время вместе с Евгением Голубинским стала соавтором сценария к тонкому и смешному "Два в одном".
По ее же повести "Третий путь" снял свои "Мужские откровения" режиссер Юрий Грымов — эта работа стала для рекламщика и клипмейкера дебютом в большом кино.
Стоит упомянуть, что фильм-символ конца 1990-х "Страна глухих" был снят Валерием Тодоровским по ее повести "Обладать и принадлежать".
В 2002 году вышла одна из самых изысканных ее работ — "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой, ремейк фильма "Еще раз про любовь". Для этого проекта Литвинова переписала пьесу Эдварда Радзинского.
А в 2005 году по ее сценарию самый недооцененный режиссер российского кино Рустам Хамдамов снял свои изысканные "Вокальные параллели". Своей драматургической деятельности Литвинова не оставляет — в прошлом году вышло четыре написанных ею короткометражных картины (одна из которых — для альманаха "Петербург. Только по любви"). И это — не считая сценариев к собственным фильмам, которые именинница всегда пишет сама.
В чужом кино
ОРТ Рената Литвинова в фильме "Граница: Таежный роман" (2000)
Впрочем, прежде чем говорить о Литвиновой-режиссере, стоит рассказать о ее актерских работах. Многие из них сопутствовали ее участию в кинопроектах в качестве сценариста — как, например, в случае с фильмами Муратовой или с упомянутыми выше "Вокальными параллелями" Хамдамова.
Вообще, в кино Литвинова начала сниматься еще в конце 80-х, ее дебютом стала небольшая роль в фильме Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века». Впрочем, даже после нее манеры актрисы привлекли внимание, она стала модным персонажем, но из кино не ушла. Продолжилась и ее актерская карьера — в 1994-м она сыграла уже главную роль в "Увлеченьях" у Муратовой, получив приз за лучший актерский дебют на "Кинотавре" (сам фильм выиграл главную номинацию и премию за режиссуру), а также став «Женщиной-стилем» по оценке кинопрессы. Интересно, что сама Литвинова неоднократно признавалась, что считала себя некиногеничной и поначалу часто отказывалась сниматься.
У нее был еще приз за муратовские "Три истории", но по-настоящему популярной и известной (она в одном из интервью сказала, что стала известной "по-народному") Литвинова стала после участия в сериале Александра Митты "Граница. Таежный роман".
Роль стервозной дамы и правда получилась у нее чрезвычайно выпуклой — и, кстати, показала, что ее манерная органика отлично работает, даже будучи помещенной в контекст творчества других режиссеров — если у этих постановщиков, конечно, хватает ума этот контекст для нее найти.
Таковые, впрочем, находились. Все нулевые и десятые она много снималась — как в своих собственных картинах (о них чуть ниже), так и у других режиссеров: в "Жмурках" и "Мне не больно" Алексея Балабанова, "Сердца бумеранг" Николая Хомерики. И, конечно, у Муратовой: ее дуэт с Георгием Делиевым в уморительном "Настройщике" и чудаковатая вагоновожатая в последовавших следом "Двух историях" стали очередными примерами долговременности давнего творческого союза.
Кинорежиссер
Богвуд Кино Кадр из фильма "Богиня: Как я полюбила" (2004)
В 2000 году Рената Литвинова дебютировала в качестве режиссера, сняв документальный фильм "Нет смерти для меня" — пять интервью с актрисами советского кинематографа. Через четыре года в ее режиссерской фильмографии появился и художественный фильм "Богиня: как я полюбила". В этой картине Литвинова сама была также продюсером, автором сценария и исполнительницей главной роли — Фаины, переживаниям которой и посвящен сюжет этой драмы.
Эта картина вызвала полярные оценки, от восторженных до пренебрежительных, однако можно смело утверждать, что дебютировала в художественном полном метре Литвинова громко.
Музыку к этой картине написал композитор Игорь Вдовин, песню для фильма — Земфира. Она же стала музыкальным продюсером картины — и это стало началом прекрасной творческой дружбы певицы и режиссера, которая растянулась на много лет.
Восемь лет спустя Литвинова выпустила "Последнюю сказку Риты", в котором исследовала тему смерти; эту картину — снова по ее сценарию, в которой она была также и продюсером и исполнила одну из главных ролей — показывали на Московском кинофестивале. А прошедшие восемь лет Литвинова в значительной мере посвятила своему новому увлечению.
Алексей Филиппов/ТАСС Певица Земфира Рамазанова и режиссер Рената Литвинова на премьере фильма "Зеленый Театр" в Москве, 2008 год
Начавшееся во время работы над "Богиней…" сотворчество с Земфирой постепенно переросло в своеобразный творческий тандем, в котором каждый продолжил делать свое дело. Впрочем, точки соприкосновения они нашли практически сразу — и появились фильмы-концерты Земфиры, созданные Литвиновой на основе выступлений певицы в Зеленом театре (в 2008-м, под забавным названием "Зеленый театр в Земфире"), а также в «Крокус Сити Холле» и «Стрелке» (в 2010-м). Кроме того, Литвинова была автором всего видеоарта, который Земфира использовала во время своих шоу. Литвинова стала автором клипов певицы — "Прогулка", "Мы разбиваемся", "Жить в твоей голове" и многих других. Сотрудничество двух талантливых женщин продолжается и по сей день — так, например, музыка Земфиры прозвучит в спектакле "Северный ветер", который Литвинова ставит в МХТ.