Дарья Шамина 13258 17 сентября 2014, 08:00
Сегодня заслуженному деятелю искусств и народному артисту России Владимиру Валентиновичу Меньшову исполняется 75 лет. Он снялся почти в сотне кинокартин, ко многим написал сценарии, другие спродюсировал. Однако в день рождения мастера предлагаем вспомнить его ключевые режиссерские работы.
В 1976 году выпускник Школы-студии МХТ и ВГИКа (Меньшов учился у легендарного Михаила Ромма) дебютировал в качестве режиссера со своей картиной "Розыгрыш". История о советских старшеклассниках была воспринята неоднозначно: не все поняли ленту, кто-то ее ругал. Тем не менее, стало ясно: в советском кино появился новый режиссер, у которого большое будущее.
Уже через три года Владимир Валентинович доказал, что его творчество - это нечто совершенно уникальное для искусства СССР. В 1979-м он создал фильм "Москва слезам не верит". Фильм получил премию "Оскар", и вдобавок - любовь большинства жителей Советского Союза. История о девушке, которая, несмотря ни на что, сумела обрести счастье и любовь, была рассказана понятно и точно. Герои ленты - узнаваемы, и в этом еще один секрет ее успеха. Кстати, изначально на роль Катерины Меньшов рассматривал Ирину Купченко и Маргариту Терехову (в итоге образ главной героини создала супруга режиссера Вера Алентова). Долго он не мог определиться и с актером, который сыграет Георгия, даже подумывал взять исполнение роли на себя.
В 1985-м году Меньшов представил зрителям свою новую работу - лирическую комедию "Любовь и голуби". Фильм получился потрясающим: в нем было все, что необходимо для того, чтобы зритель понял и полюбил картину. С одной стороны, незатейливый сюжет. С другой - великолепная игра актеров (в этой ленте Владимир Валентинович собрал, пожалуй, лучших артистов своего времени - главные роли сыграли Александр Михайлов, Нина Дорошина, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Людмила Гурченко. ). В общем, на сегодняшний день "Любовь и голуби" - настоящая классика кино. Правда, за ленту Меньшову, по его же признанию, пришлось бороться. Во всяком случае, в одном из своих интервью он рассказывал, что его убеждали убрать всю линию Юрского из фильма. Причина - борьба советской власти с пьянством. Но, разумеется, режиссер на это не пошел.
После "Любовь и голуби" у Меньшова-режиссера была творческая пауза длиной в 10 лет. И все-таки в 1995-м он снял комедию "Ширли-мырли". Получился своего рода абсурдистский шарж тогдашней эпохи. О фильме спорили зрители, его с жаром обсуждали критики. Тем не менее, сценарий картины быстро разошелся на цитаты. А это неоспоримый признак народной любви.
В 2000-м году Владимир Валентинович вернулся к жанру драмы (или точнее даже - мелодрамы). В фильме "Зависть богов" он рассказал историю любви советского редактора (Вера Алентова) и французского журналиста (Анатолий Лобоцкий). Ленту сильно критиковали, тем не менее, она попала в конкурс кинофестиваля "Кинотавр".
Со времен "Зависти богов" Владимир Валентинович больше не радовал зрителей своими режиссерсками работами (зато сыграл во множестве картин). В 2009-м он предпринял попытку снять фильм "Большой вальс", но лента так и не была закончена. Тем не менее, надеемся, Меньшов еще создаст нечто, что полюбится его поклонникам не меньше его ранних работ.